Еще одна книга в копилке прочитанных 😉 #великиекниги
📚 Макс Вебер "Протестантская этика и дух капитализма"
Начиная читать эту книгу, я знала лишь общий смысл, что по мировой статистике большинство последователей именно протенстантизма добились больших результатов в бизнесе, политике и других сферах. Макс Вебер провел исследование этого феномена.
Ещё несколько месяцев назад, я бы не стала читать эту книгу. Однако человек, к мнению которого я прислушиваюсь, посоветовал прочесть. К тому же в книге "Отец" Луиджи Зоя есть отправки к этой книге. Поэтому июнь был посвящен "Протестантской этике и духу капитализма".
📌 Первое, что зацепило в книге, это строки из работы Бенджамина Франклина про деньги.
«Помни, что время — деньги; тот, кто мог бы ежедневно зарабатывать по десять шиллингов и тем не менее полдня гуляет или лентяйничает дома, должен — если он расходует на себя всего только шесть пенсов — учесть не только этот расход, но считать, что он истратил или, вернее, выбросил сверх того еще пять шиллингов.
Помни, что кредит — деньги. Тот, кто оставляет у меня еще на некоторое время свои деньги, после того как я должен был вернуть их ему, дарит мне проценты или столько, сколько я могу выручить с их помощью за это время. А это может составить значительную сумму, если у человека хороший и обширный кредит и если он умело пользуется им.
Помни, что деньги по природе своей плодоносны и способны порождать новые деньги. Деньги могут родить деньги, их отпрыски могут породить еще больше и так далее. Пять шиллингов, пущенные в оборот, дают шесть, а если эти последние опять пустить в оборот, будет семь шиллингов три пенса и так далее, пока не получится сто фунтов. Чем больше у тебя денег, тем больше порождают они в обороте, так что прибыль растет все быстрее и быстрее. Тот, кто убивает супоросную свинью, уничтожает все ее потомство до тысячного ее члена. Тот, кто
изводит одну монету в пять шиллингов, убивает (!) все. что она могла бы
произвести: целые колонны фунтов.
Помни пословицу: тому, кто точно платит, открыт кошелек других. Человек, рассчитывающийся точно к установленному сроку, всегда может занять у своих друзей деньги, которые им в данный момент не нужны. А это бывает очень выгодно. Наряду с прилежанием и умеренностью ничто так не помогает молодому человеку завоевать себе положение в обществе, как пунктуальность и справедливость во всех его делах. Поэтому никогда не задерживай взятых тобой взаймы денег ни на один час сверх установленного срока, чтобы гнев твоего друга не закрыл для тебя навсегда его кошелек.
Следует учитывать, что самые незначительные действия оказывают
влияние на кредит. Стук твоего молотка, который твой кредитор слышит в 5 часов утра и в 8 часов вечера, вселяет в него спокойствие на целых шесть месяцев; но если он увидит тебя за бильярдом или услышит твой голос в трактире в часы, когда ты должен быть за работой, то он на следующее же утро напомнит тебе о платеже и потребует свои деньги в тот момент, когда их у тебя не окажется.
Кроме того, аккуратность показывает, что ты помнишь о своих долгах, то
есть что ты не только пунктуальный, но и честный человек, а это увеличивает твой кредит.
Остерегайся считать своей собственностью все, что ты имеешь, и жить
сообразно с этим. В этот самообман впадают многие люди, имеющие кредит. Чтобы избегнуть этого, веди точный счет своим расходам и доходам. Если ты дашь себе труд обращать внимание на все мелочи, то это будет иметь следующий хороший результат: ты установишь, сколь ничтожные издержки вырастают в огромные суммы, и обнаружишь, что можно было бы сберечь в прошлом и что можно будет сберечь в будущем...
За 6 фунтов годового процента ты можешь получить в пользование 100
фунтов, если только ты известен как человек умный и честный. Кто зря тратит 4 пенса в день, тот в год тратит бесплодно 6 фунтов, а это — плата за право пользования 100 фунтами. Кто ежедневно тратит часть своего времени стоимостью в 4 пенса — пусть это будет всего несколько минут,— тот теряет в общей сумме дней возможность использовать 100 фунтов в течение года.
Тот, кто бесплодно растрачивает время стоимостью в 5 шиллингов, теряет 5 шиллингов и мог бы с тем же успехом бросить их в море. Тот, кто потерял 5 шиллингов, утратил не только эту сумму, но и всю прибыль, которая могла быть получена, если вложить эти деньги в дело,— что к тому времени, когда молодой человек состарится, могло бы обратиться в значительную сумму».
Сохранила себе эти строки в телефон, чтобы почаще возвращаться к ним и перечитывать.
📌 Вебер считает, что одной из основных причин возникновения капитализма - это рационализм. И именно в протестантизме разработана такая система вероисповедания (протестантская этика), при которой человек выстраивает свой жизненый график, ставит и добивается целей. А огромной мотивацией для человека служит то, что он это делает для того, чтобы получить блага в потустороннем мире. Вера для них выступает самым большим мотиватором, чтобы дейстовать. Возможно именно такого мотиватора не хватает многим.
Вебер противопоставляет понятие капитализма, безудержной алчности и наживе, аргументируя тем, что «безудержная алчность в делах наживы ни в коей мере не тождественна капитализму и еще менее его «духу». В протестансткой этике приветствуется богатсво, когда оно не направлено на то, чтобы бездельничать. А направлено на то, чтобы его приумножать, создавая рабочие места для других и тем самым помогая окружающим.
Скажу сразу, что для меня эта книга была не из легких для чтения. В ней не так много страниц. И всё же читала её месяц. Признаюсь, наверное половину книги читала просто буквы и предложения, особо не понимая о чем читаю. Но моментами "включалась" и читала осмыслено. Видимо усаивая то, что готова понять сейчас. Не удивлюсь, если перечитав книгу через полгода, найду много интересного того, что не прочла сейчас.
К прочтению рекомендую 😉